Оливия де Хэвиленд

(01.07.1916)

Выдающаяся англо-американская актриса, обладательница двух «Оскаров» за лучшую женскую роль (1946, 1949) из пяти номинаций, единственная живая легенда из четырех звезд, снявшихся в «Унесенных ветром».
Оливия Мэри де Хэвиллэнд родилась 1 июля 1916 года в семье британского адвоката и бывшей актрисы. Оливия родилась в Токио, выросла в Великобритании, а в 1941 году приняла американское гражданство.
В 1919 году Оливия вместе с матерью и младшей сестрой переехала в Калифорнию. Ее мать Лилиан Августа Русе (1886-1975), была известна под сценическим именем Лилиан Фонтейн (по фамилии 2-го мужа), когда выступала уже в Америке на сцене театра. Ее отец Вальтер де Хэвиллэнд Август (1872-1968), был адвокатам и британским патентным поверенным, работавшим в Японии. Родители состояли в браке с 1914 года, но развелись, когда Оливии было три года. Ее младшая сестра Джоан Фонтэйн (тоже будущая оскароносная американская актриса), родилась в 1917 году. Сестры с детства не любили друг друга, а повзрослев, были в напряженных отношениях на протяжении многих десятилетий, а с 1975 года они перестала общаться и вовсе. Когда Оливии было 2 года, семья переехала в Саратогу, штат Калифорния, где после развода мать девочек в 1925 году вышла замуж за Джорджа М. Фонтейна, владельца универмага.
Оливия посещала Высшую школу Лос-Гатос и частную высшую католическую школу Нотр-Дам для девочек в Бальмонте. Кстати, премия, присуждаемая в Лос-Гатосе, носит название в честь Оливии.
В 1933 году Оливия сделала свой дебют на сцене театра «Saratoga Community Players» в спектакле «Алиса в стране чудес», и следующее лето, после того, как она окончила среднюю школу, она играет роль в спектакле Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь».
После получения стипендии в близлежащем «Миллс колледже», Оливия изначально планирует изучать английский и стать учителем. Но в то время, когда она обучалась в Миллсе, она продолжала интересоваться театром и участвовала в школьных пьесах, в том числе и в спектакле «Сон в летнюю ночь», когда ее и обнаружил Макс Райнхардта. Он был так впечатлен ее игрой, что предложил сыграть роль Хермины сначала в театральной (1934), а потом и в киноверсии шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь» (1935). Оливия начала свою уже профессиональную театральную карьеру в 1935 году, выступив партнером Джо Эванса Брауна на сцене театра «Алиби Ике» в постановке пьесы Шекспира. Она же играет эту роль и на сцене летнего театра Голливуда «Hollywood Bowl». Ее, как замену актрисы Глории Стюарт, пригласила студия «Warner Bros.» для исполнения роли и в фильм 1935 года. Ее игра настолько понравилась, что с нею заключили 7-ми летний контракт.
Еще чернила не успели высохнуть, как она снялась сразу в 3-х фильмах «The Irish in Us», «Alibi Ike» и «Одиссея капитана Блада» (Captain Blood), последний был с артистом, с которым ее карьера будет длительно связана. Это был Эррол Флинн.
После этого ее поставили играть партнершей Эррола Флинна в фильм «Атака легкой Кавалерии» (The Charge of the Light Brigade) оба в 1936 году и дуэт оказался таким удачным, что их вместе сняли в 8-ми кинолентах.
Она стала постоянной партнершей Эррола Флинна в ряде приключенческих фильмов: «Одиссея капитана Блада» (Captain Blood, 1935), «Атака легкой кавалерии» (The Charge of the Light Brigade, 1936), «Приключения Робина Гуда» (The Adventures of Robin Hood, 1938) и др.
В отличие от своей сестры, Оливия играла обычно сильных, независимых, но женственных героинь. Наиболее яркая её роль - это Мелани в картине «Унесенные ветром» (Gone with the Wind, 1939, номинация на «Оскар»).
В 1940-е гг. де Хэвиллэнд была одной из самых успешных актрис Голливуда. В качестве главной конкурентки она рассматривала ни кого иного, а именно младшую сестру, Джоан Фонтейн. Соперничество между ними зашло так далеко, что они перестали не только видеться, но и разговаривать друг с другом.
В начале 1940-х Оливия все больше разочаровывается в качестве ролей, предлагаемых ей. Она считает, что способна играть и другие роли, поскольку ей надоели роли благовоспитанных и степенных девиц, которые оказались в бедственном положении, что стало практичести ее типажем и ее отождествляют с ними. Она стала отвергать подобные роли, предлагаемые ей. Когда закончился контракт с «Warner Bros.», студия сообщила ей, что к ее контракту было добавлено дополнительные шесть месяцев, в течение которых она не снималась. Закон позволял студии приостанавливать контракт, если актер отвергает роль. В теории это позволяло студиям практически бессрочно сохранять контроль над отказывающимся от ролей актером. Большинство актеров вынуждено было с таким положением вещей мириться.
Попытавшаяся было изменить положение вещей Бетт Дэвис, проиграла иск против «Warner Bros.» в 1930-х годах, тогда как Оливия, при поддержке Гильдии актеров кино, выиграла процесс, снижая, тем самым, мощность студий и добилась большей творческой свободы для исполнителей.
Решение было одним из самых значительных и далеко идущих правовых постановлений для Голливуда. Ее мужество, постановка таких задача, и ее последующая победа, завоевала ей уважение и восхищение своих коллег, и даже сестра Джоан Фонтейн, вынуждена была это признать и позже прокомментировала: «Голливуд обязан Оливии многим». В студии, однако, поклялись никогда не нанимать ее еще раз. А у юристов это теперь называется «прецедент де Хэвиллэнд».
Свое временное изгнание из Голливуда Оливия провела, выступая перед военнослужащими в госпиталях и совершая поездки с гастролями по США и южной части Тихого океана.
В 1946 году, после трехгодичного перерыва в карьере, вызванного судебной тяжбой с «Warner Bros.», она подписывает контракт с «Paramount Pictures» на три картины. Качество и разнообразие картин теперь улучшилось. Оливия де Хэвиллэнд вернулась на экран в фильме «Каждому свое» (To Each His Own, 1946), за роль в котором была удостоена «Оскара» в номинации Лучшая актриса.
Психологически убедительными были роли сестер-близнецов в триллере Роберта Сиодмака «Темное зеркало» (The Dark Mirror, 1946). Джеймс Эйджи в своей оценке ее роли в «Темном зеркале» отмечает эти изменения и говорит, что хотя она всегда была «одной из престижных женщин в кино», ее последняя роль доказала ее многогранность. Он отмечает, что актриса не имеет «...любой замечательный талант, но ее игра является продуманной, хорошо выполненной...устойчивой, которую непреодолимо приятно смотреть».
В фильме «Змеиная яма» (The Snake Pit, 1948, премия МКФ в Венеции), нанесшем удар по американской цензуре, Оливия сыграла роль пациентки, сталкивающейся с жестоким обращением в психиатрической клинике. Это был один из ранних фильмов, в котором попытались реалистично изобразить психическое заболевание. Де Хэвиллэнд была высоко оценена за ее готовность играть роль, поднявшую такую спорную тему и которая была полностью лишена очарования. Еще был фильм «Наследница» (The Heiress, 1949). За последние 2 фильма она выиграла приз Нью-Йоркской кино-критики.
Несмотря на огромный успех, после 1949 года она практически оставляет кино и выступает на Бродвее.
В 1946 году при участии в спектакле «Что знает каждая женщина» на летних гастролях в Вестпорте, штат Коннектикут, де Хэвиллэнд знакомится с писателем Марком Аврелием Гудичем (который был на 18 лет ее старше) и выходит за него замуж. В 1949 году после окончания съемок «Наследница», Оливия родила сына, Бенджамина и покинула на время большой экран. Ее театральные выступления в течение ближайших нескольких лет были ограничены участием в «Ромео и Джульетте» на Бродвее в 1951 году, и трансконтинентальным туром с ролью в пьесе Джорджа Бернарда Шоу в «Кандида» в 1952 году.
После 1950-х де Хэвиллэнд спорадически появляется в кино, в основном это объясняется нарастающей вседозволенностью голливудских фильмов того периода. Она отказывается от роли в фильме «Трамвай «Желания», поскольку не может произнести некоторые фразы, положенные героине. Роль сыграла ее партнерша по фильму «Унесенные ветром» Вивьен Ли, за которую и была удостоена премии Оскар.
В 1950-е годы де Хэвиллэнд объявила о завершении кинокарьеры. В 1955 году де Хэвиллэнд вышла замуж за Пьера Гланте, редактора журнала «Пари - Матч» и переехала во Францию. С тех пор она снялась в нескольких европейских картинах, лишь изредка появляясь в голливудских проектах, в бродвейских постановках и на американском телевидении.
После этого снималась редко. Среди ее картин позднего периода выделяется триллер «Тише... тише, милая Шарлотта» (Hush... Hush, Sweet Charlotte, 1965), Роберта Олдрича.
В середине 1960-х Оливия де Хэвиллэнд забросила кинематограф, утверждая, что «золотая эра» Голливуда закончилась.
В 2003 г. неожиданно появилась на 75-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии. Год спустя, приняла участие в съемках документального фильма, посвященного 65-летию «Унесённых ветром».
Оливия де Хэвиллэнд и Эррол Флинн в истории Голливуда считались самой захватывающей на экране романтической парой, которая появляется в восьми фильмах вместе, но между ними никогда не было романтических отношений вне экрана. Правда версии, даже в высказываниях самой де Хэвиллэнд, весьма противоречивы. В интервью Грегори Спека, де Хэвиллэнд заявила: «Он никогда не знал, что я ему симпатизировала и была его поклонницей. На самом деле, я прочитала где-то, что он написал, будто он был влюблен в меня, когда мы снимались в «Атаке легкой кавалерии» в следующем 1936 году. Я была изумлена этим признанием, поскольку мне никогда и в голову не приходило, что я ему нравилась, хотя мы вместе снимались». Однако в другом интервью, гораздо позднее, снятом для ТСМ, она сказала, что притяжение было взаимным, но она отклонила предложение Флинна, поскольку в то время он был женат на Лили Дамите.
В 1940-х годах Оливия была в романтических связях с Джоном Хьюстоном, Джеймсом Стюартом и Говардом Хьюзом. В 1946 году она вышла замуж за писателя Маркуса Гудрича, но в 1953 году они развелись. Их сын Бенджамин (родился в 1949 году) стал математиком и умер в 1991 году после длительной сражения с раком лимфы.
Вторым своим браком она была замужем за французским журналистом и редактором журнала «Paris Match» Пьером Галанте с 1955 года по 1979. У них родилась в 1956 году дочь Жизель, которая впоследствии стала журналистом. После развода с мужем Оливия осталась с ним в приятельских отношениях и она, практически, ухаживала за ним в последние его дни перед смертью от рака легких в 1998 году.
Оливия была близким другом Бетт Дэвис и Глории Стюарт. В апреле 2008 года она присутствовала на похоронах Чарлтона Хестона в Лос-Анжелесе и была почетным гостем на праздновании Академией 100-летия Бетт Дэвис.
Из двух сестер, Оливия первой стала актрисой, а когда Джоан, стараясь следовать по пятам, решила стать актрисой, их мать, которая якобы больше любила Оливию, отказалась дать ей использовать фамилию. Так что Джоан была вынуждена придумывать имя, называясь вначале - Джоан Барфелд, а позднее как Джоан Фонтейн, используя фамилию своего отчима, Г. М. Фонтейна.
Биограф Чарлз Хайгхем (кстати, написавший весьма спорную биографию Эррола Флинна) писал, что между сестрами с детства существовали напряженные отношения. Еще с тех пор, когда младшей приходилось донашивать одежду за старшей и латать то, что старшая сестра в приступе злости или насмешки пыталась разрезать. Ярая война и обида существовала якобы из-за большей любви матери к Оливии.
Обе сестра были номинированы в 1942 году на премию Оскар в номинации Лучшая актриса, но Джоан выиграла ее первой за роль в фильме Альфреда Хичкока «Подозрение», переиграв Оливию в фильме «Задержите рассвет». Вручение наград в 1942 году потом долго было на устах у репортеров и сплетников. Хэйгхэм описывал, что когда Оливия, как положено сестре и леди, хотела поздравить Джоан - та, оттолкнув ее, полетела на сцену за «Оскаром». Оливия была оскорблена и через пару лет история повторилась - теперь награду выиграла Оливия, и Джоан была готова протянуть ей руку для поздравления. Оливия царственно ее не заметила. Отношения между сестрами продолжали ухудшаться и обострились в 1975 году, когда Оливия не предложила Джоан присутствовать на поминальной службе по умершей матери. На претензии Джоан Оливия ответила, что та была слишком занята, чтобы принимать в этом участие. С тех пор сестры прекратили общаться.
К тому же Джоан совсем обозлилась и поругалась даже с собственной дочерью, узнав что та тайно поддерживала отношения со своей тетей Оливией. Хорошо, что еще обе сестры отказались комментировать публично свои напряженные отношения.
В настоящий момент Оливия проживает в Париже и редко дает публичные выступления. Она только сообщила, что работает над собственной биографией.
27 июня 2005 г. в Эрмитажном театре состоялся торжественный Вечер Друзей искусств, организованный Государственным Эрмитажем совместно с Международным комитетом поддержки искусств Центра имени Дж. Кеннеди (США).
Международный комитет поддержки искусств Центра Дж. Кеннеди, возглавляемый Уэйн и Кэтрин В. Рейнолдс, объявил лауреатов первой ежегодной награды - Золотая медаль - за многолетние заслуги в области искусства и благотворительной деятельности.
В присутствии многочисленных почетных гостей состоялась церемония награждения Золотой медалью за вклад в развитие и поддержку театрального искусства. Лауреатами 2005 года стала и Оливия де Хэвиллэнд.
Многие не без оснований считают, что после смерти Кэтрин Хепберн в 2003 году, Оливия и ее сестра Джоан Фонтейн - последние живые легенды из блистательного созвездия красавиц Голливуда 30-х - 40-х годов ...


Премии:


*Премия «Оскар» в номинации Лучшая Актриса за 1946 год;
*Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации Лучшая актриса за 1949 год;
*Премия «Оскар» в номинации Лучная актриса за 1949 год;
*Она 3 раза удостаивается премий «Золотой глобус» за роль в фильмах «Наследница» (The Heiress, 1949), «Моя кузина Рэйчел» (My Cousin Rachel, 1953) и «Анастасия: Загадка Анны» ( Anastasia: The Mystery of Anna, 1986).
*Она снималась на телевидении до конца 1980-х и получает премию «Эмми» за роль вдовствующей Иператрицы Марии в минисериале 1986 года «Анастасия: Загадка Анны».


Мелочи.


- По отцу она является двоюродной сестрой сэра Джефри де Хэвиллэнда (инженер и первопрходец в британской авиации, построивший универсальный боевой самолет, хорошо себя зарекомендовавший во время Второй Мировой войны, получивший множество наград и титул за развитие авиации в Британии).
- В 1965 году она стала первой женщиной-председателем жюри на Каннском кинофестивале.
- Есть предположение, что их родословная восходит к Нормандским Хэвиллэндам, один из которых (лорд Haverland) сопровождает Уильяма Завоевателя в его вторжении в Англию в 1066 годк.
- Как сообщалось в октябре 2001 года, мисс де Хэвиллэнд была в числе 40 видных французских жителей, которые стали жертвами нападений на заражение сибирской язвой, но это была ложная тревога. (Эти нападения оказались мистификацией, обнаруженной после ареста женщины в Париже, отправившей конверты, содержащие белый порошок).
- Она проводит время, преподавая в воскресной школе для детей в местной церкви.
- Мать назвала ее в честь романтической героини из «Двенадцатой ночи» Шекспира.
- У нее был избыточный вес, когда она снималась в первом фильме студии «Парамаунт», но для нее изготовили специальные костюмы, производящие эффект похудения.
- В свое время была близким другом Роналда Рэйгана (в его бытность актером). Оба были активными членами анти-коммунистического крмитета «Демократический Голливуд».
- Мексиканский актер и режиссер Эмилио Фернандес, проживая в городе Койякан на улице без имени просил власти назвать улицу по испански «Дульсе Оливия», что означает «улица Оливии» в ее честь.
- Когда ей было 9 лет, Оливия написала издевательское завещание: «Завещаю свою красоту Джейн, поскольку она не имеет ничего».


Некоторые высказывания:


- «Известные люди ощущают, что они должны постоянно находиться на гребне волны, не понимая, что это противоречит всем правилам жизни. Вы не можете быть на вершине все время, это противоестественно».
- «Играть «хороших девочек» в 30-х годах, когда шла повальная мода на «плохих девочек», очень трудно. На самом деле, я думаю, что мне повезло с положительными ролями, поскольку они требуют большего мастерства от актрисы».
- В 2003 году: «То, что я скажу не добавит мне популярности, но в данный момент я люблю жить среди французов. Они очень независимые, умные, хорошо образованые и творческие люди. Они полны чувства, которое выражают, это гибкий народ. Они кельты, как видите».
- О Кларке Гейбле: «Кларк был высокопрофессиональным артистом. Он был большей звездой, чем мы можем себе сегодня представить. Я была во время съемок «Унесенных ветром» мини-звездочкой. Я боялась даже поговорить с ним. Люди не могут понять это сейчас, но мы трепетали. Кларк Гейбл - неоткрытая вселенная»
- О Майкле Кертице: «Он был тираном, он был оскобительным и жестоким. О, он был просто злодеем, но я думаю, что он был прекрасен. Он знал, как преподать историю очень четко, и он знал, как держать все, что происходит, под контролем».
- О Бетт Дэвис: «Великим уроком, который преподнесла мне Бетт Дэвис, явилась ее абсолютная преданность делу. Для получения убедительности и правоты она будет часами изучать характер, который она собирается играть, а потом часами эспериментировать с макияжем, чтобы достигнуть убедительности образа. Я всегда пыталась так же как она относиться ко всему, что я делала».
- Об Эрроле Флинне: «Мне очень нравился Эррол, когда мы снимали «Капитана Блада». Трудно устоять перед его обаянием. Я думала, что это пройдет за три трудных года съемок, но он так и не догадался. Тогда он один существовал для меня, но ничего не происходило. Я не буду сожалеть о том, что он мог бы разрушить мою жизнь».

Источник: http://www.svetla-video.ru/?page=artist&id=32